Лабораторная работа 2.5. Опыт Юнга в нестационарных спекл полях

Цели работы: Изучение на примере опыта Юнга с двойной щелью закономерности
когерентного диффузно рассеянного света. Демонстрация понятия теории когерентности света –
пространственную и временную когерентность.
Оборудование: Лазер, поляроид, вращающийся диск из матового
стекла, экран с двойной щелью, ПЗС – линейка, компьютер.
Лабораторная работа 2.5. Опыт Юнга
в нестационарных спекл полях. (833 kb, pdf) Павлов А.А., Павлов Ал.А., Ступак М.Ф. Новосибирск: КОФ НГУ,2014. - 35 с.
Методическое указание по выполнению лабораторной работы предназначено для
изучения понятий пространственной и временной когерентности и оптики
спеклов. В теоретической, части на доступном для студентов второго курса
уровне, даются общие представления об данных понятиях. Дано описание
созданной в лаборатории практикума по физической оптике КОФ НГУ установки
для изучения данных явлений, взамен существующей ранее. Отличительной частью
новой установки является то, что в качестве фотоприемного устройства вместо
ПЗС линейки используется ПЗС телекамера, дающая более наглядную информацию о
зависимости характерных размеров спеклов и масштабов пространственной
когерентности от геометрических параметров оптической схемы. Установка
позволяет реализовать опыт Юнга с использованием диффузного источника света
(модель квазитеплового источника света). Демонстрируется аналогия опыта Юнга
в нестационарных спекл полях с интерференцией двух волн с ограниченной
временной и пространственной когерентностью. В отличие от предыдущего
варианта работы, реализованная схема позволяет макетировать интерференцию
волн от двух независимых источников света.
В исполняемой части студентам предлагается пронаблюдать и понять эффект
образования спеклов, и связь масштабов пространственной когерентности с их
размерами. Найти зависимость контраста интерференционных полос с
использованием модели квазитеплового источника света в зависимости от
среднестатистических размеров спеклов. Объяснить аналогию результатов с
интерференцией двух волн с ненулевой разностью хода и с интерференцией волн
от независимых источников. Ответить на контрольные вопросы, касающиеся
изучаемой темы.
Целевая аудитория cтуденты 2 курса ФФ и ФЕН.
|