Предисловие

Учебное пособие содержит конспективное изложение первой половины курса электродинамики, который слушают студенты второго курса физического факультета Новосибирского государственного университета. Структура курса была заложена 40 лет назад академиком А.М. Будкером в рамках общей концепции преподавания физики в НГУ, не предполагающей традиционного для многих университетов разделения на общую и теоретическую физику. Отказ от повторного изучения части дисциплин на более формальном теоретическом уровне студентами старших курсов высвободил время для научно-исследовательской практики. С другой стороны, изложение сложных теорий студентам младших курсов определило особый стиль преподавания физики в НГУ. Его отличием стало стремление обучать сложным понятиям на простых примерах, но без ущемляющих достоинство студента логических пробелов типа «можно показать, что».

На содержание лекционного курса большое влияние оказала монография «Электромагнитное поле» академика Б.В. Чирикова и чл.-корр. РАН И.Н. Мешкова, которые читали лекции по электродинамике в НГУ до середины 80-х годов. Неквантовая электродинамика давно стала классической наукой. Основные открытия в ней сделаны 100 и даже 200 лет назад. Поэтому прежде чем писать новый учебник на известную тему, следует ответить на вопрос: «Зачем?». Как ни странно, но всего за одно десятилетие, прошедшее со времени последнего издания «Электромагнитного поля», курс электродинамики в НГУ претерпел заметные изменения, особенно значимые в изложении магнитостатики, сверхпроводимости, теории когерентности и дифракции, а также 4-мерном описании электромагнитного поля. По-видимому, такова судьба хороших учебников — они стимулируют мыслительный процесс.

И.А. Котельников
В.И. Яковлев
Академгородок, Новосибирск
7 октября 2002 г.